ansari75

Category:

Архитектура и эпохи.


Интересно проследить, как мировоззрение господствующего класса находит отражение в искусстве и культуре.

Империи и имперское сознание заставляют правителей возводить гигантские постройки и величественные подавляющие своими размерами храмы. Гигантомания – это одновременно и заявленная военная мощь и богатство правителя, но и абсолютная духовная несвобода населения.  Неизменность традиций на протяжении сотен лет тому подтверждение.

Египет, Ассирия, Вавилон, а затем христианские европейские государства отмечали свое культурное развитие постройками, храмами и соборами, долженствующими внушить населению трепет и чувство собственной ничтожности перед правителями и богами.

Древний Шумер Зиккурат Дур-Унташ
Древний Шумер.Руины зиккурата в Уре
Гипотетическая реконструкция зиккурата в Уре
Древний Египет Абу-Симбль или Абидос
Храм Амона-Ра в Карнаке
Храм Гора в Эдфу
Храм в Луксоре
Первые раскопки в Ассирии- Энгурра
Ламассу.Крылатый бык Саргона Второго
Древние хетты. Хатушаш.

Античная Греция не страдала гигантоманией. Ей важно было воплотить свободный дух богов и людей. Красота внешняя восполняла недостаток грандиозности.

Парфенон на акрополе в Афинах
Храм Гефеста в Афинах
Эрехтейон

И как ни странно, при всем собственном величии христианская Византия не смогла внушить тот де менталитет соседним народам. Огромная крестово-купольная св.София в Константинополе не находит себе аналогов ни в Сирии, ни в Палестине. Сирийский христианский архитектурный стиль – это базилика. Крестово-купольный храм мы находим только в районе Джабаль Ансария . Это храм св. Симеона Столпника. Но и он интересен не своими размерами, а своей архитектурой. Четыре базилики, расположенные  по сторонам света открываются во двор восьмиугольной формы, в центре которого находится столп святого подвижника. Эту форму можно считать прообразом крестово-купольной церковной архитектуры.

Джабаль Ансария Калат Самаан. Храм св.Симеона Столпника
Центральная часть храма св. Симеона Столпника
Реконструкция храма
Северная Сирия. Джабаль Ансария. Мертвые города. Серджилла. Базилика
Северная Сирия, мертвый город Аль-бара, базилика
Византия,Антиохия, ныне турецкая Антакия

Может быть по этой причине (отсутствие аналогов) арабские халифы не строили грандиозных сооружений, особенно для религиозных нужд. Дух молящегося не подавлялся величием, но приводился в восхищение и возвышенный восторг изобразительными методами украшения мечетей.

Мечеть Омейядов в Дамаске
Внутреннее помещение мечети Омейядов
Великая мечеть Омейядов в Алеппо

Грандиозные постройки в виде крепостей появляются лишь как военно-стратегические объекты, но не в качестве молитвенных домов.

Средневековая Европа наоборот, вкладывала массу сил и денег в сооружение огромных, сравнимых лишь с египетскими пирамидами или ассирийскими крепостями, храмов. И хотя резьба по камню, элементы декора и украшали сооружения, тем не менее, идейная направленность постройки была тесно связана с возвеличиванием избранных и подавлением простых обитателей страны. Одной из причин подобного идеологического переосмысления культурных ценностей, бесспорно, был сам характер христианства, как аскетической, основанной на покаянии и ожидании смерти, идеи человеческого бытия. Суровая лаконичность в сочетании с огромными размерами внушали людям мысли о величии Высшего Судии, о Страшном суде, о неизбежности смерти и о необходимости покаяния с отказом от всех земных удовольствий.

Германия Кельнский собор
Кельнский собор внутри
Англия. Собор в Кентербери
Кентерберийский собор внутри

Это позднее, с началом проникновения восточной культуры в Европе началось движение к свету и радости. Вначале робко, а потом все ярче и ярче стала цветовая гамма на полотнах мастеров Треченто. Потом античная культура пришла с обилием знаний и духовных исканий, родив эпоху Возрождения. Исчезли аскетизм и массивность в архитектуре. Исчезла примитивизация и однотипность в исполнении образа Христа и Его святых. В европейском искусстве воцарилось то, что было известно арабам с самого начала их культурной и религиозной деятельности. 

Джованни Чимабуэ Проторенесанс
Художник Треченто Амброджо Лоренцетти
Красочный гений Треченто Джотто ди Бондоне. Положение во гроб.

И вместе с изменением направления в архитектуре, меняется и подход к жизни и человеку. Художественное пространство в арабской архитектуре дает простор мыслям и духу, дает ему фантазию и приносит удовольствие от созерцания красоты, воплощенной в изобразительной манере рисунка.

Возможно, архитектура средневековой Европы в большей степени, чем традиция, способствовали формированию фанатичной религиозной ограниченности, господствовавшей в Европе на протяжении веков.

Появление инквизиции – это результат освобождения духовного, начавшийся с проникновения восточной культуры, а с ней и античной в европейское миросознание.

Гигантомания появилась у завоевателей-турок, а с ней и жесткий религиозный фанатизм. 

Голубая мечеть в Стамбуле
Мечеть Сулеймана Великолепного в Стамбуле
Мечеть Сулеймана.Интерьер

Гигантоманией страдала американская архитектура. И менталитет капиталистического накопительства до сих пор является ведущим в этой стране. Но в угоду капиталу гигантоманией отметились и большинство стран Европы, Америки, Азии и Австралии.

Чикаго
Эмпайет стейт билдинг. 105 этажный небоскреб в Нью-Йорке
Дубай с Бурдж-Халифа

Новая Россия переняла американскую гигантоманию, считая стоэтажные здания воплощением великой мечты денежного могущества. Чего только стоит центр Москва-сити.

Москва Сити

Нужно понимать, что роскошь, которая например,  господствует во всех архитектурных памятниках эпохи барокко и гигантомания стоэтажных построек – это не одно и то же.

Роскошь –это стремление к самым совершенным художественным произведениям, к удобствам и легкости жизни. Гигантомания – это утверждение незыблемости выбранного смысла жизни. Это служение собственным амбициям и попытка внушить окружающим вместе с удивлением, трепет и подчинение силе и власти. Это духовная несвобода и ограниченность застывшей догмы, тогда как стремление к красоте, роскоши и свободным пространствам, не подавляющим человека – это внутренняя духовная свобода и широта мысли.

Не случайно, в дворцовые постройки  эпохи Ренессанса, Барокко, необходимым элементом входил парк как обширное свободное пространство.

Современный деловой центр во всех городах – это густо застроенное тесное пространство, задавленное уходящей ввысь стеной небоскребов. Это диктатура власти и денег, о какой бы демократии эта власть не кричала.

Каждая эпоха оставляет после себя материальные следы своей духовной и экономической деятельности. По ним мы можем судить о приоритетах общества в тот или иной отрезок времени.

Возьмем древние цивилизации. Что осталось от них? Храмы и гигантские усыпальницы. 

Античность – это тоже храмы, но и форумы с амфитеатрами, а в Риме –дороги и бани. Храмы остались в виде руин, а амфитеатры стоят, как и римские дороги, акведуки и бани по сей день.

Римский форум
Римский акведук
Одеон или амфитеатр Герода в Афинах
Театр в Эпидавре
Римские бани
Термы Каракаллы
Термы Диоклетиана в Риме

Средневековье отметилось опять-таки храмами. У одних народов – это скромные базилики. У других – поражающие воображение масштабами грандиозные соборы. Позднее, к соборам и базиликам добавились мощные замки с крепостными стенами.

Но уже с эпохи Ренессанса Европу украсили здания университетов и библиотек, домов призрения и больниц, театров и школ..

Эпоха абсолютизма – это королевские дворцы и парки. Ими украшены не только столицы. Короли любили роскошь и удобства с комфортным отдыхом по всей территории своей державы. 

Версаль. Франция.

Вместе с Просвещением пришли  театры оперные, драматические, балет. Для Бога остались лишь реконструкция старых,  да редкие приступы строительного энтузиазма, когда возводились небольшие приходские церквушки.

Капитализм ознаменовался не только фабриками, но и самодовольством мещанских вкусов, доходными домами и городами с роскошью и нищетой.

В 19 веке вслед за ресторанами открылись кабаре и казино, загородные дачи и виллы для отдыха нуворишей.

Кабаре "Мулен Руж" в Париже
Казино Монте-Карло в Монако

Социализм отметил свою эпоху, как и абсолютизм – дворцами. Но дворцы эти были народными. Дворцы культуры, детского творчества, научных знаний, библиотеки как дворцы и кинотеатры с театрами как дворцы.

СССР Темиртау
Дворец культуры город Ефремов
Дворец культуры им. Горбунова. Москва
Москва Кинотеатр Ударник. Нынешний изуродованный вид
Ставрополь. Кинотеатр "Экран"

Но вот нынешний капитализм. Что оставит он миру? Банки. Огромные сияющие дворцы Золотого тельца, банки и небоскребы под названием деловых центров, где, как и в банках молятся лишь капиталу и прибыли.

Москва
Уралсиб банк
Хранилище Центробанка
Европарламент в Брюсселе
Здание Еврокомиссии в Брюсселе
Здание Газпрома в Москве
Лахта бизнес-центр в Перербурге. Проект
Строящийся Лахта-центр в Петербурге

И только во все времена вы найдете убогость, скученность, отсутствие удобств и роскоши для небогатых граждан, начиная от простых тружеников и крестьян и заканчивая городским населением уже современных городов.

Лишь одна эпоха стремилась дать максимум удобств обычным гражданам – труженикам. Это эпоха социализма. Социализм даже разработал свою концепцию городской застройки, не превращая город в частокол  из многоэтажек в 20 этажей, зажатых в узкие пространства и не оставляющих  жителям ни скверов, ни широких газонов, ни солнечного света, ни синего неба.

Возможно, современные дома и содержат внутри себя больше удобств и простора, чем в предшествующее время, но городской облик жилых кварталов – это отрицание всякой индивидуальности, свободы и заботы о человеке. Это доход и еще раз доход. Как в римскую эпоху инсулы для бедных.

Инсула в древнем Риме
Римская инсула
Новые кварталы Москва
Реутов

Отличительная черта современности.

Вот и приходится признать, что ни одна эпоха не была свободна от жесткой идеологии частной собственности. Социализм Советского типа – это исключение из правил, и потому период его бытия оказался столь краток.

Новые Черемушки

До сих пор человечество не поняло своего предназначения и ничего не сделало, чтобы приблизиться к разумному распределению благ, возможностей, свободы и будущих перспектив.

Человек в массе своей остался всего лишь источников обогащения избранных, отдавая свою жизнь и творческий потенциал, заработку куска хлеба и накоплению богатств владельцам частной собственности.

Но и они, эти богатые, не имеют понимания о смысле собственной жизни. Жизнь прожитая в пустоте, созданной роскошью и ленью, жизнь, отданная на алтарь капитала. Что может быть безнадежней. 

Гигантомания и сейчас объявляет о тех же смыслах, что и когда-то: могущество капиталистов и полная несвобода населения. Только несвобода это теперь не связана с уровнем жизни. Она связаны с внутренним миром человека, сего стремлением к совершенству, познанию и реализации своего таланта. Именно подобной свободы нынешний человек и не имеет, задавленный обстоятельства и целями, которые диктует ему не его свободная воля, а капитал, новый  бог -Золотой Телец

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic