Архитектура и эпохи.
Интересно проследить, как мировоззрение господствующего класса находит отражение в искусстве и культуре.
Империи и имперское сознание заставляют правителей возводить гигантские постройки и величественные подавляющие своими размерами храмы. Гигантомания – это одновременно и заявленная военная мощь и богатство правителя, но и абсолютная духовная несвобода населения. Неизменность традиций на протяжении сотен лет тому подтверждение.
Египет, Ассирия, Вавилон, а затем христианские европейские государства отмечали свое культурное развитие постройками, храмами и соборами, долженствующими внушить населению трепет и чувство собственной ничтожности перед правителями и богами.










Античная Греция не страдала гигантоманией. Ей важно было воплотить свободный дух богов и людей. Красота внешняя восполняла недостаток грандиозности.



И как ни странно, при всем собственном величии христианская Византия не смогла внушить тот де менталитет соседним народам. Огромная крестово-купольная св.София в Константинополе не находит себе аналогов ни в Сирии, ни в Палестине. Сирийский христианский архитектурный стиль – это базилика. Крестово-купольный храм мы находим только в районе Джабаль Ансария . Это храм св. Симеона Столпника. Но и он интересен не своими размерами, а своей архитектурой. Четыре базилики, расположенные по сторонам света открываются во двор восьмиугольной формы, в центре которого находится столп святого подвижника. Эту форму можно считать прообразом крестово-купольной церковной архитектуры.






Может быть по этой причине (отсутствие аналогов) арабские халифы не строили грандиозных сооружений, особенно для религиозных нужд. Дух молящегося не подавлялся величием, но приводился в восхищение и возвышенный восторг изобразительными методами украшения мечетей.



Грандиозные постройки в виде крепостей появляются лишь как военно-стратегические объекты, но не в качестве молитвенных домов.
Средневековая Европа наоборот, вкладывала массу сил и денег в сооружение огромных, сравнимых лишь с египетскими пирамидами или ассирийскими крепостями, храмов. И хотя резьба по камню, элементы декора и украшали сооружения, тем не менее, идейная направленность постройки была тесно связана с возвеличиванием избранных и подавлением простых обитателей страны. Одной из причин подобного идеологического переосмысления культурных ценностей, бесспорно, был сам характер христианства, как аскетической, основанной на покаянии и ожидании смерти, идеи человеческого бытия. Суровая лаконичность в сочетании с огромными размерами внушали людям мысли о величии Высшего Судии, о Страшном суде, о неизбежности смерти и о необходимости покаяния с отказом от всех земных удовольствий.




Это позднее, с началом проникновения восточной культуры в Европе началось движение к свету и радости. Вначале робко, а потом все ярче и ярче стала цветовая гамма на полотнах мастеров Треченто. Потом античная культура пришла с обилием знаний и духовных исканий, родив эпоху Возрождения. Исчезли аскетизм и массивность в архитектуре. Исчезла примитивизация и однотипность в исполнении образа Христа и Его святых. В европейском искусстве воцарилось то, что было известно арабам с самого начала их культурной и религиозной деятельности.



И вместе с изменением направления в архитектуре, меняется и подход к жизни и человеку. Художественное пространство в арабской архитектуре дает простор мыслям и духу, дает ему фантазию и приносит удовольствие от созерцания красоты, воплощенной в изобразительной манере рисунка.
Возможно, архитектура средневековой Европы в большей степени, чем традиция, способствовали формированию фанатичной религиозной ограниченности, господствовавшей в Европе на протяжении веков.
Появление инквизиции – это результат освобождения духовного, начавшийся с проникновения восточной культуры, а с ней и античной в европейское миросознание.
Гигантомания появилась у завоевателей-турок, а с ней и жесткий религиозный фанатизм.



Гигантоманией страдала американская архитектура. И менталитет капиталистического накопительства до сих пор является ведущим в этой стране. Но в угоду капиталу гигантоманией отметились и большинство стран Европы, Америки, Азии и Австралии.



Новая Россия переняла американскую гигантоманию, считая стоэтажные здания воплощением великой мечты денежного могущества. Чего только стоит центр Москва-сити.

Нужно понимать, что роскошь, которая например, господствует во всех архитектурных памятниках эпохи барокко и гигантомания стоэтажных построек – это не одно и то же.
Роскошь –это стремление к самым совершенным художественным произведениям, к удобствам и легкости жизни. Гигантомания – это утверждение незыблемости выбранного смысла жизни. Это служение собственным амбициям и попытка внушить окружающим вместе с удивлением, трепет и подчинение силе и власти. Это духовная несвобода и ограниченность застывшей догмы, тогда как стремление к красоте, роскоши и свободным пространствам, не подавляющим человека – это внутренняя духовная свобода и широта мысли.
Не случайно, в дворцовые постройки эпохи Ренессанса, Барокко, необходимым элементом входил парк как обширное свободное пространство.
Современный деловой центр во всех городах – это густо застроенное тесное пространство, задавленное уходящей ввысь стеной небоскребов. Это диктатура власти и денег, о какой бы демократии эта власть не кричала.
Каждая эпоха оставляет после себя материальные следы своей духовной и экономической деятельности. По ним мы можем судить о приоритетах общества в тот или иной отрезок времени.
Возьмем древние цивилизации. Что осталось от них? Храмы и гигантские усыпальницы.
Античность – это тоже храмы, но и форумы с амфитеатрами, а в Риме –дороги и бани. Храмы остались в виде руин, а амфитеатры стоят, как и римские дороги, акведуки и бани по сей день.







Средневековье отметилось опять-таки храмами. У одних народов – это скромные базилики. У других – поражающие воображение масштабами грандиозные соборы. Позднее, к соборам и базиликам добавились мощные замки с крепостными стенами.
Но уже с эпохи Ренессанса Европу украсили здания университетов и библиотек, домов призрения и больниц, театров и школ..
Эпоха абсолютизма – это королевские дворцы и парки. Ими украшены не только столицы. Короли любили роскошь и удобства с комфортным отдыхом по всей территории своей державы.

Вместе с Просвещением пришли театры оперные, драматические, балет. Для Бога остались лишь реконструкция старых, да редкие приступы строительного энтузиазма, когда возводились небольшие приходские церквушки.
Капитализм ознаменовался не только фабриками, но и самодовольством мещанских вкусов, доходными домами и городами с роскошью и нищетой.
В 19 веке вслед за ресторанами открылись кабаре и казино, загородные дачи и виллы для отдыха нуворишей.


Социализм отметил свою эпоху, как и абсолютизм – дворцами. Но дворцы эти были народными. Дворцы культуры, детского творчества, научных знаний, библиотеки как дворцы и кинотеатры с театрами как дворцы.





Но вот нынешний капитализм. Что оставит он миру? Банки. Огромные сияющие дворцы Золотого тельца, банки и небоскребы под названием деловых центров, где, как и в банках молятся лишь капиталу и прибыли.











И только во все времена вы найдете убогость, скученность, отсутствие удобств и роскоши для небогатых граждан, начиная от простых тружеников и крестьян и заканчивая городским населением уже современных городов.
Лишь одна эпоха стремилась дать максимум удобств обычным гражданам – труженикам. Это эпоха социализма. Социализм даже разработал свою концепцию городской застройки, не превращая город в частокол из многоэтажек в 20 этажей, зажатых в узкие пространства и не оставляющих жителям ни скверов, ни широких газонов, ни солнечного света, ни синего неба.
Возможно, современные дома и содержат внутри себя больше удобств и простора, чем в предшествующее время, но городской облик жилых кварталов – это отрицание всякой индивидуальности, свободы и заботы о человеке. Это доход и еще раз доход. Как в римскую эпоху инсулы для бедных.




Отличительная черта современности.
Вот и приходится признать, что ни одна эпоха не была свободна от жесткой идеологии частной собственности. Социализм Советского типа – это исключение из правил, и потому период его бытия оказался столь краток.



До сих пор человечество не поняло своего предназначения и ничего не сделало, чтобы приблизиться к разумному распределению благ, возможностей, свободы и будущих перспектив.
Человек в массе своей остался всего лишь источников обогащения избранных, отдавая свою жизнь и творческий потенциал, заработку куска хлеба и накоплению богатств владельцам частной собственности.
Но и они, эти богатые, не имеют понимания о смысле собственной жизни. Жизнь прожитая в пустоте, созданной роскошью и ленью, жизнь, отданная на алтарь капитала. Что может быть безнадежней.
Гигантомания и сейчас объявляет о тех же смыслах, что и когда-то: могущество капиталистов и полная несвобода населения. Только несвобода это теперь не связана с уровнем жизни. Она связаны с внутренним миром человека, сего стремлением к совершенству, познанию и реализации своего таланта. Именно подобной свободы нынешний человек и не имеет, задавленный обстоятельства и целями, которые диктует ему не его свободная воля, а капитал, новый бог -Золотой Телец