ansari75

Мудехар

Самое ценное и важное, что дано человеку – это познание. Постигать тайны природы, секреты гармонии, открывать новое в известных фактах и видеть богатство человеческой души в плодах  трудов человека. Еще Пушкин устами Бориса Годунова сказал:

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни 

Образование –очень важная вещь, если оно имеет определенную систему и помогает человеку овладеть основами знаний. Но вряд ли человек должен останавливаться на раз и навсегда воспринятых знаниях. Образование – это только начальная ступень, а дальше уже идет самообразование и процесс  этот не только непрерывный, но и интересный.

Но бывает, что воспринятые через систему образования догмы, впоследствии довлеют над психикой человека, не позволяя ему принимать нечто новое и непохожее на усвоенный урок. 

Очень часто, изучая какие-нибудь предметы искусства, постигая тонкости культуры, мы склонны усваивать себе определенные взгляды, определенные оценочные суждения и изменить их подчас бывает очень трудно. И не потому, что нам трудно воспринять новое, а потому, что мы не способны оценить новое сквозь флер  традиционного, устоявшегося, мешающего ясному взгляду свободного от догм мышления. 

Так в искусстве очень долго традиционное подавляло все новое и непохожее, но не в силу цензурных запретов или религиозных ограничений, а в силу того, что привычное всегда кажется красивее и желаннее, чем новое, не вызывающее никаких ассоциаций.

К примеру, после эпохи Возрождения мы привыкли видеть мраморные скульптуры чисто белыми. Все античные храмы с дорическими, ионическими или коринфскими колонами, с фризами и фронтонами, украшенными барельефами, должны иметь невинно  белый цвет. Белый цвет стал синонимом классики.

И какое удивление вызвали раскрашенные фигуры Парфенона, хранящиеся на Акрополе в отдельном музее. 

Древняя Греция

Но древние не были аскетами. Они любили краски, любили яркость и броскость. Они любили золото, серебро, драгоценные камни, лазурит и индиго, пурпур и виссон.

Египет
Вавилон

На самом деле все античные храмы были раскрашенными. Все скульптуры богов и богинь были цветными. И белый мрамор утвердился только в средневековой Европе в эпоху Возрождения, когда античные скульптуры и храмы от времени потеряли свои краски.

На однообразие в цвете, на его серый тон и скупую колоритность оказало свое влияние, конечно, и христианство, чьим главным достоинством  был аскетизм.

Но есть и другие особенности привычного взгляда, сформированного образованием. Например, мы, изучая Античность или Средневековье, эпоху Возрождения или христианскую архитектуру, считали образцом, классикой жанра то, что создавалось в Афинах, Риме или Центральной Европе и Италии. 

Например, романский стиль и готика. Это соборы и монастыри юга, юго-запада Франции. Это Ангулем, Пуатье (Нотр- Дам ла Гранд), аббатство Сан-Дени . Это Равенна, Вормс, Лимбург. 

Готика - это Шартр, Амьен, Реймс, Кельн, Кентербери, Солсбери, Милан. 

Реймс
Шартр

Во всех  учебниках по истории искусств приводятся эти памятники в качестве самых выдающихся архитектурных построек Средневековья.

Можно на этом и остановиться, сформировав себе представление о готической архитектуре по образцам Франции, Германии и Италии.

Но оказалось из правил есть исключения. Испания, бывшая когда-то самой романизированной частью Римской империи, в 5-м веке была завоевана вестготами. К слову, вестготы были ариане, то есть восприняли христианское учение в варианте еретическом. Арий, основатель этого учения был осужден как еретик еще на Никейском соборе в IV в. Но как всегда случается с отлученными его учение стало распространяться среди германских племен, как учение Нестора – на Ближнем Востоке, в Сирии и Каппадокии. Эти моменты важны для понимания того, как арабские завоевания охватили все Средиземноморье и почему Пиренейский полуостров, как и Ближний Восток не оказали им сопротивления.

Вестготы почитали себя элитой и не хотели родниться с романо-иберийским населением. Естественно, оно не оказало им никакой поддержки в войне с арабами, а арабы в свою очередь не сильно терроризировали местное население, оставаясь весьма и весьма терпимым к нему.

То же самое произошло и на окраинах Византийской империи. Несториане и местное население в большинстве, не греческого происхождения, было весьма недовольно Византийской внутренней и внешней политикой, и потому добровольно перешло под власть арабских халифов, на тот момент весьма терпимых в вопросах религии.

Естественно, на этих окраинах христианских когда-то земель, процветало мусульманское искусство и архитектура. 

На  Ближнем Востоке Византия никогда не вернула себе утерянных территорий. А вот в Испании произошла Реконкиста, то есть вторичное завоевание христианами ранее принадлежавших им земель. Новое завоевание или отвоевание.

Но в отличие от варваров начала 3-4 веков, испанские христиане не уничтожили то, что было построено арабами, но только перестроили, превратив мечети в церкви. Результатом этого культурного синтеза искусств, появился  своеобразный стиль мудехар.

Он очень отличается от центрально-европейской архитектуры, он интересен и своеобразен Мудехар очень удачно сочетал основные формы европейской архитектуры с арабским прикладным искусством. Муде́хар (исп.mudéjar, от араб.مدجّن— прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. 

Название стиля происходит от наименования этнической группы мусульман, принявших подданство новых правителей (от исп. mudéjar) и привнесших в каноны средневековых христианских стилей – романского и готического – конструктивные и декоративные элементы и материалы традиционной мавританской архитектуры Иберии.

Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах(«асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусиии в городах:Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севильяи др. Стиль стал художественным воплощением общества, в котором жили вместе христиане, мусульмане и евреи.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, дворцы, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы, конструктивные и декоративные элементы (подковообразные и многолопастные арки, наборные раскрашенные деревянные потолки, резной стуковый орнамент и цветные изразцы изразцы на стенах). Роль мудехаров в развитии испанской архитектуры, декоративных форм скульптуры, живописи и художественного ремесла не сводилась к чисто внешнему факту сотрудничества. Это было сложное синтетическое явление, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, романского, готического, а позднее и ренессансного искусства. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.

В основу архитектурного стиля легли элементы четырех больших мавританских стилей, характерных для эпохи Омейядского халифата, Тайфы, времен правления династий Альмохадов и Насридов. Это подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) и  многодольная арки и их вариации с многократными делениями и переплетениями (так называемые «разбитые» арки), арка «мукарнас» с сотовидным сводом, прямоугольный наличник «альфис» для обрамления одной или нескольких арок  (араб. alḥíz, alḥáyyiz), аркады «себка» с ажурными сетчатыми экранами и секцией в виде ромба, зубчатые парапеты башен и валовых стен «мерлон».  

В рамках мудехара, рассмотрим мавританский, арабский и мусульманский орнамент в целом. Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики. Орнамент в исламской культуре становится средством введения человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие обогатило средневековье многочисленными фантастичными декоративными элементами.

Отличительной чертой исламского орнамента является запрет на изображение живых существ, поэтому в нем мы не встретим антропоморфных изображений, чрезвычайно редко попадаются изображения животных.

Согласно мусульманской традиции, особая роль принадлежала преображению цветом и словно затканному узором интерьеру, что, в первую очередь, отличало постройки придворного мудехара.

Орнамент, использовавшийся в арабской архитектуре  и в стиле мудехар стал называться в Европе арабеска. Слово имеет итальянское происхождение. В переводе термин арабеска – arabesco – означает"арабский»

АРАБЕСКА

Арабеска – это самый распространенный тип орнамента, который используется по всему мусульманскому миру, как элемент архитектурного декора, культовых сооружений и светских построек, им украшают бытовую утварь и рукописные книги. Арабеску строят на повторении и усложнении одного или нескольких фрагментов орнамента. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть прекращено или продолжено в любой точке без нарушения целостности орнамента. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один мотив вписывается в другой, закрывая всю поверхность. Арабеска – это искусство без всякого сотворения образов, любой намек на индивидуальную форму исчезает в бесконечном непрерывном плетении, повторении одинаковых мотивов. В арабеске обычно присутствует два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. В орнаментах арабесок переплетаются стебли растений с цветами и еще не распустившимися бутонами, с легкими и тягучими листьями, тем не менее, это образец орнамента, в котором логика сочетается с непрерывностью ритма. Покрывая несущие строительные конструкции арабесками, мавританские архитекторы добивались ощущения невесомости. Взгляд безуспешно пытается проследить причудливую вязь растительного орнамента и уходит в бесконечность.

Образцы арабесок

Кроме арабесок в отдельные самостоятельные стили выделяют  стиль  ислими и гирих

ИСЛИМИ

Орнамент, соединяющий вьюнок и спираль называется «ислими».Это один из самых распространенных элементов мусульманских орнаментов, в основе которого лежит изображение бесконечной спиралевидной ветки, окаймленной непохожими друг на друга листьями и цветами, символизирующей непрерывный путь в божественный сад. Ислими воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега, и включает в себя огромное разнообразие вариантов. Зеленый цвет растений становится главным цветом мусульман

Стиль ислим

ГИРИХ

Слово можно перевести как узел, пучок. Гирих – это сложный рисунок, образованный многократным наложением друг на друга геометрических фигур – линий, многоугольников и круга. Гирих выглядит как суперсложная математически выверенная сетка. В исламе фигуры гириха символизируют строение мира. Часто гирихом оформлялись фасады зданий. Иногда фигуры гириха совпадают с символами из других орнаментов. Например, гексаграмма – наложенные друг на друга два треугольника – один из древнейших религиозных символов.


Арабский мир очень тесно был связан с христианской Европой. Крестовые походы особенно повлияли на менталитет европейцев и уже в эпоху расцвета Средневековья орнамент "арабеска" стал использоваться для оформления рукописных книг, а в Византии и Италии – в майолике и гравюре. На этом этапе развития арабески она несла, прежде всего, символическое значение и являлась основным элементом архитектурных сооружений. 

Наиболее востребуем тип орнамента "арабеска" стал в эпоху Ренессанса. Благодаря Джованни да Удине узор становится основой и связующей нитью смыслового компонента фресковых росписей и декоративно-символических элементов в архитектуре. 

При создании орнамента "арабеска" необходим идеальный математический расчет, который используется для формирования абсолютно точных по композиционному решению его элементов и их чередования в орнаментальной цепочке. Элементы узора очень сложны по своему составу, часто вписываются друг в друга. При этом также необходимо использование математических знаний, ведь элементами арабесок служат сложно совмещаемые варианты разнообразных геометрических фигур – кругов, овалов, прямоугольников, шести- и восьмиугольников, трапеций, треугольников, ромбов и т. д. Причем каждый тип элемента имеет свою цветовую окраску. При подобной математичности узора фон для него никогда не используется

В музыке термин "арабеска" впервые ввел в отношении имени собственного для своего произведения знаменитый композитор Роберт Шуман. В дальнейшем понятие "арабеска" стало применяться к определенному жанру инструментальной музыки, как правило, небольшому по размеру произведению, но очень разнообразному, легкому, с ажурным переплетением элементов, ритмов, интонаций, темпа, фрагментов мелодии. Переплетающаяся мелодика арабески была использована в творчестве удивительным французским композитором-импрессионистом и символистом Клодом Дебюсси. Из отечественных композиторов обращалась к этому жанру Александра Лядова. 

Несмотря на то, что арабское влияние сказалось на развитии научных и художественных знаний Европы, дав толчок эпохе Возрождения (через арабский мир возрождение античных знаний и свободы духовной), тем не менее, стиль мудехар остался только особенностью средневековой Испании и Португалии. Керамические изразцы  азулежу , которые получили распространение не только в Испании, но и в Португалии – это наследие арабского Востока.

Наиболее известные и значительные памятники в стиле мудехар. Данный стиль получил свое распространение по всей территории Пиренейского полуострова. 

Севилья Королевский Алькасар
Стиль гтрих на полу Алькасара
Вход в зал Правосудия
Кордова Арки Мескиты (мусульманская мечеть позднее католический собор) 8-й век. Перестроена начата в 13 в.Памятник династии Омейядов.
Сарагоса храм Сан Сальвадор 14-16 в.
Тируэль церковь святой Марии Девы 16 в.
Тируэль 16 в.
Тируэль. 16 в.
Гранада. Альгамбра эпоха Насридов 13-15 вв.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic