Христос и РФ
Новая священная история
диакон Андрей Кураев
(это о монструозном главно-армейском храме в камуфляже)
Нижняя часть росписи посвящена участникам вооруженных конфликтов после окончания Великой Отечественной войны. Эскиз росписи хоров в западной части храма (Корея, Вьетнам, Ангола, Афганистан, Югославия, Приднестровье, Чечня, Южная Осетия, возвращение Крыма, Сирия)».
Да, кажется, ничто не было забыто. На эскизах я видел солдат, поднимающихся в атаку — похоже, под ураганным огнем противника. Было много раненых. Некоторые на костылях… Художнику было еще, по-моему, над чем работать…
Василий Нестеренко живописал, как будет выглядеть главный придел храма, и признавался, что была, конечно, история, когда, кажется, уже обо всем позаботились и все утвердили, и вдруг в какой-то момент с ужасом обнаружили, что «среди главных святых нет Георгия Победоносца! Вписали и его, разумеется, тоже!..»
Он рассказывал, что первой росписью, которая украсит западную часть храма, будет «Возвращение Крыма».
___________________________________
P.S. "Бытие определяет сознание". И не только. Религию оно определяет тоже.
Что общего между православием даже советского периода и новым временем? По сути, ничего, кроме формы. Да и та существенно искажена в последнее время.
В христианстве ведущую роль всегда играла проповедь. И проповедь эта была направлена на воспитание смирения и послушания. И обращена она была равным образом ко всем гражданам, независимо от их статуса. И хотя богатые жили по велению их корыстных амбиций, тем не менее общий фон духовного состояния общества был основан на признании за человеком, самым нищим и убогим, права на царствие небесное.
Одно время в обществе господствовала убежденность, что бедный и убогий уже кандидат на райскую загробную жизнь в силу страданий и лишений, которые он претерпевает на земле. Притча о бедном Лазаре и богаче была весьма популярна и актуальна. Богатые строили больницы, приюты, не извлекая земной материальной выгоды, но руководствуясь лишь одним соображением: смягчить свою участь за гробом.
Наши меценаты, которых мы так сейчас обожаем, действовали в рамках все той же христианской доктрины: помощь бедным во спасение собственной души.
Но время изменило и образ жизни человека, и уровень его материального достатка, и физическое здоровье. Церковь, прилепившаяся к власти стала своего рода традицией и образом жизни для оценки твоей лояльности к власти. Ходить на службу, исповедоваться, быть членом прихода, особенно в Европе и Америке, стало своего рода статусом и неким показателем принадлежности к благополучному слою граждан-патриотов.
В Советском Союзе церковь играла роль некоего духовного заповедника, где на первом плане была уже не ее проповедническая роль по укреплению почитания властей и смирению граждан перед судьбой, а некоторое культурное наследие со своим учением, службой, музыкой, текстами гимнов и молитв. Она была интересна и неизменна. Все в той церкви было как бы отвлеченно и в то же время благостно спокойно.
На международной арене церковь укрепляла престиж советской власти и как положено, была неразрывно связана с советской системой. Атеизм заключался в том, что большинство советских людей просто не вникали в вопросы бытия Божия.
Но вот пришло новое время. И бывшие атеисты вынуждены были искатть новую идеологию. Как ни странно, они нашли ее в религии и православной церкви. Какими путями они пришли к этой пагубной идее, сказать трудно. Но, видимо, как и в отношении евреев в гитлеровской Германии, сработала ошибочно понятая идеологическая концепция о том, что причина добра или зла заключается не только в системе, но и в духовно-нравственных аспектах.
Легко было обвинить евреев в их коммунизме, большевизме, атеизме и увидеть в них угрозу, сделав их потенциальными разрушителями европейского образа жизни. Вначале экономический расчет, связь с крупным капиталом, идеи сионизма с переселение евреев в Землю Обетованную, а потом — патологический мистический страх идеологов и ненависть к СССР.
Так и в отношении православия. Вначале надежды на быстрый возврат к Богу всех граждан, экономическая выгода от сотрудничества через церковь с благотворительными организациями, быстрый способ обогащения через беспошлинную торговлю, а затем — ненависть ко всем, кто не двинулся стройными рядами во вновь открытые и отстроенные храмы.
Атеист никогда не станет верующим. Циник и конъюнктурщик никогда не сделается честным и искренним. И в результате РПЦ попала в ситуацию, когда экономические и политические интересы власти требуют от идеологии не учения, не христианской проповеди, а исполнения экономических и политических задач.
А задачи эти просты: экспансия, которая к сожалению на данном этапе сорвалась, дискредитация советского периода, самого марксистско-ленинского учения и идей социализма.
Ангажированность на антисоветизм и попытка вовлечь в сферу религии большинство населения сделали недоброе дело.
С одной стороны последовало разрушение формы и давних сложившихся церковных традиций. С другой — исказилось само учение Христа. И православие нового образца новой России оказалось уже совсем не православием, а новой религией, где в почете новомученики, где откровенно прославляются войны, завоевания, где предаются анафеме все те, кто боролся за благо и счастье народа.
Нынешнее российское православие — это монстр из смеси язычества, политики (антисоветизм) и ложно понятого патриотизма с тенденцией отрицания любого знания и научного исследования.
Наши власти никак не поймут, что время церкви давно прошло. Если хотите, чтобы она неким образом объединяло народ и давала ему некую духовную умиротворенность, ее нельзя делать ударным тараном по уничтожению памяти о советском прошлом.
А может быть, они это хорошо понимают, и потому пытаются создать новую церковь, агрессивную и отнюдь не толерантную?
Я не пытаюсь сказать, что религия одного периода лучше религии другого. Но вот связь этих религий с политикой властей и со всей экономической системой весьма наглядна.
Нынешняя РПЦ — это уже не прежняя традиционная православная церковь. И к учению Христа она далека как никогда.