О чем поет Россия.
Впрочем, поет ли она сейчас? Вот список хоровых коллективов, основанных на национальных традициях русского народа, живущего в разных регионах необъятной России. Все они отражают особенности той или иной местности, но все они — хранители русской народной души.
Создавались они, за исключением двух первых, Кубанского и хора им. Пятницкого, в советское время. Если кто-то хочет упрекнуть советскую власть в уничтожении всего русского, то он должен понимать, что народная душа хранится не только в языке, но и в музыке гораздо более прочно и ярко, чем в обычаях, меняющихся во времени и условиях.
Советская власть и пыталась сохранить самое главное-народную песню и костюм, традиционно-праздничный.
Часто ли вы слушаете сейчас русские народные хоры? Где они выступают? Где гастролируют? Радио и телевидение давно уже забыло о культуре, традициях и народном искусстве. Вспомним о хоровом пении и постараемся хоть раз послушать в их исполнении народные песни.
Кубанский казачий хор
1811 год принято считать началом творческого пути Черноморского Войскового певческого хора под руководством кубанского духовного просветителя протоиерея Кирилла Россинского и регента Григория Гречинского. В 1861 году он переименован в Войсковой Кубанский певческий хор. Именно с этого периода нынешний Кубанский казачий хор стал не только принимать участие в богослужениях в церкви, но и давать светские концерты, исполняя наряду с духовными и народные песни, а также классические произведения. С 1921 года по 1935 год его работа была приостановлена. И только в 1936 году соответствующим Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома было подтверждено создание хора, известного под современным названием. -
Хор имени Митрофана Пятницкого
Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, — хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов, Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.
Первый концерт коллектива состоялся (17 февраля) 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.
После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал Пётр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.
После Великой Октябрьской социалистической революции народные хоровые коллективы первые в истории получили государственную поддержку и широчайшую слушательскую аудиторию. Извечной любовью русского человека к песне объясняется возникновение по всей стране огромного количества народных любительских хоровых коллективов. Не которые из них достигли высокого мастерства. После Октябрьской революции хор им. М. Е. Пятницкого был полупрофессиональным коллективом. Один из руководителей хора имен Пятницкого П. М. Казьмин писал: «Хор приблизительно до 1935 года не знал закрепленных за певцами партий, как это имеет место сейчас. Большенство певцов были подлинно народными певцами, которые с малых лет знали данную песню и могли ее петь свободно…». Впервые десятилетия хор продолжал традиции импровизационного пения с подголосками, воспринятые от мастеров русского пения – крестьян, собранных Митрофаном Ефимовичем. Репертуар состоял из старинных песен.
Нужны были песни нового времени, в которых исторически сложившиеся народно-песенные традиции сочетались бы с чертами новой советской культурой.
С приходом В. Г. Захарова в 1931 году хор имени Пятницкого решительно пошел вперед, развевая свой исполнительский стиль, и стал одним из ведущих профессиональных хоровых коллективов страны.
В хоровом коллективе им. М. Е. Пятницкого культивируется манера пения в одном натуральном регистре – грудном. Но, несмотря на, то, что грудной регистр обладает многообразной красочностью и выразительностью, он не может заменить всей полноты народного двухрегистрового звучания.
Сегодня после довольно трудного периода начала — середины 1990-х Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого опять на подъеме.
Северный народный хор
Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома : «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев — 90 лет. Уже со сцены.
Северный хор зародился как самостоятельный этнографический ансамбль в старинном северном городе Великом Устюге в 1926 году. 8 марта 1926 года в городском Доме культуры состоялось первое публичное выступление фольклорного ансамбля народных певиц, который организовала бывшая сельская учительница Антонина Яковлевна Колотилова. Этот день стал днём рождения Северного хора. С этого времени фольклорный хор даёт много концертных выступлений и является частым гостем на радио. В 1928 году состоялось первое выступление хора по Центральному радиовещанию.
В новейшей истории хор продолжает концертную деятельность в России и за рубежом.
Рязанский народный хор имени Евгения Попова
Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза — не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел».
Осенью 1932 года русский народный хор из села Большие Журавинки Ряжского района Рязанской области под руководством Ирины Косилкиной выступил в официальном праздничном концерте в Рязани. Эта дата считается днём рождения прославленного коллектива, Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Евгения Попова. В октябре 1946 года хор получил статус «государственный». Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни — будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.
Сибирский народный хор
Коллектив был создан в 1945 году в Новосибирске накануне Победы Советского народа в Великой Отечественной войне как Сибирский Ансамбль песни и пляски. Основателем и первым художественным руководителем коллектива стал Заслуженный работник культуры РСФСР Николай Корольков.
Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира — от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири, а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб — всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.
Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова
История создания Воронежского хора связана с Великой Отечественной войной. Суровой военной зимой 1942-1943 гг., когда враг еще не был окончательно выбит из стен города Воронежа, первый художественный руководитель хора, композитор и знаток народного творчества Константин Массалитинов, собрал певцов и музыкантов в прифронтовом поселке Анна, в котором размещался штаб воронежского фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина. Только что организованный на базе лучших самодеятельных певческих коллективов хор выступал перед военнослужащими и жителями окрестных сел. Первый большой концерт состоялся в селе Анна 20 апреля 1943 года для жителей и уходящих на фронт бойцов-красноармейцев. В июне 1943 г. хор в полном составе выехал на фронт, где вместе с частями наступающей Красной Армии прошел с концертами фронтовые дороги. Хор помогал соотечественникам выстоять в борьбе с врагом не только творчеством. По инициативе артистов хора на их личные сбережения был построен танк Т-34 «Русская песня», который в боевом марше прошел от Дона до Дуная.
Первый громкий успех пришел к коллективу через год после рождения – в 1944 году на Всероссийском смотре хоров и солистов-исполнителей русской народной песни в г. Москве, где Воронежский хор разделил первое место с Архангельским хором. Широкой известности хора также способствовали трансляции его выступлений по радио, переписка с бойцами (письма любимым артистам с фронта поступали мешками), непрерывные концерты в воинских частях и для тружеников тыла. В мае 1945 года хор дал большой концерт в Москве на Красной площади. За вклад в дело Победы над врагом 105 артистов хора были удостоены правительственных наград.
В репертуаре — лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора — Марии Мордасовой.
Волжский народный хор имени Петра Милославова
«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», — писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель — Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».
Омский народный хор
Государственный Омский русский народный хор был создан в августе 1950 года, и уже 1 октября 1950 года он дал свой первый концерт. Основатель хора – заслуженный деятель искусств РСФСР, замечательный музыкант, настойчивый исследователь песенных традиций сибирского края, пропагандист народной музыки – Елена Владимировна Калугина. Елена Калугина и Омский хор – это, можно сказать, слова синонимы. Она посвятила всю свою жизнь благородному делу пропаганды русского народного творчества. Выпускница Омского музыкального училища, педагог, Е.В. Калугина работала певицей на радио, концертмейстером хореографического коллектива, вела вокальные кружки, являлась организатором нескольких хоровых коллектив города. Среди них – хоровые капеллы, хор радио, хор театра музыкальной комедии, многочисленные любительские хоры. Но особым этапом в творческой биографии Е. Калугиной стало создание Омского русского народного хора. Безмерно одаренному музыканту Елене Владимировне удалось быстро, в течение нескольких месяцев сделать массу записей сибирских песен и обработать их для своего состава хора. Бесценная заслуга Е.В. Калугиной состояла в том, что она не пошла по пути подражания уже известным коллективам, а взяла за основу подлинно сибирское народное творчество, сохранив исконную стилистику песни и танца.
Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам — живое воплощение народного творчества наших дней», — писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара — сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».
Уральский народный хор
Хор организован в июле 1943 года, при Свердловской филармонии, на базе самодеятельных хоров из села Измоденово Белоярского района и села Покровское Егоршинского района Свердловской области, а также отдельных ярких, самобытных исполнителей из с. Катарач Буткинского района и М. Лая Кушвинского района Свердловской области.
Первый концерт коллектива состоялся 12 ноября 1944 года.
Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр — живой», — говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.
Оренбургский народный хор
Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе — как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление — словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» — хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец — то своя история.
Каждая концертная программа хора - своеобразное театральное представление, включающее не только отдельные песенные и танцевальные миниатюры, но и целые вокально-хореографические спектакли в духе традиционных народных массовых празднеств, гуляний, обрядов. На сцене отражаются история и современность, героизм защитников Родины и трудовые будни, быт и праздники.