Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Исаакий - жемчужина Петербурга. Церковь vs государство

Иссакиевский собор передают РПЦ. Вся блогосфера гудит как растревоженный улей. И есть от чего. Вопрос очень важный и суть его далеко отстоит от интересов богослужебной практики. Звучит слово «передают». В полное владение? В аренду? Что нужно церкви? Разве не возможность вести службы в храме? Но вот читаем: «В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят ежедневно». И это для церкви – главное. Более того, в тот период, когда Иссакиевский собор являлся музеем, там был установлен маятник Фуко, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли. Иссакиевский собор являлся идеальным местом для установления подобного научного пособия. Помещался он не в центре собора, а в правом его приделе, что в принципе не мешало бы и соборным службам. Но маятник был демонтирован. Уж очень наглядно наука демонстрировала несогласие с библейской гипотезой происхождения мира. Но убрали. Дали возможность храму стать тем, чем он является: местом богослужений. Но нет. Не устраивает РПЦ подобный расклад. И служба не в службу, если «все вокруг не мое».
Вот прошлогодняя статья блогера Перископ.


Оригинал взят у periskop в Исаакий - жемчужина Петербурга. Церковь vs государство
В пятницу 7 августа группа блогеров СПб, и я в том числе, посетила Исаакий с большой (даже фундаментальной), но очень нестандартной экскурсией. Нам показали гигантское сооружение изнутри, с непарадных точек, не видимых обычному посетителю и технологию работы большого коллектива. Мы могли своими глазами посмотреть, как управляется система в реальном времени и реагирует на внешние вызовы, какие у неё есть функции, и заглянули даже в серверную и теплоцентр.

Такое уникальное окно возможностей открылось не просто так. Дело в том, что в самом конце июля, совершенно внезапно, ранее безоблачные отношения РПЦ и администрации Исаакия (точней, целой группы музеев) дали трещину - Санкт-Петербургская епархия заявила права на полное владение Исаакиевским собором, и поставила такой вопрос перед администрацией города. Попутно также обвинили музейщиков в раздутом коллективе с массой ненужных функций - примерно этак раз в 10 ("можно обойтись и сорока человеками"). Именно поэтому мы и увидели то, как в реальности идёт работа с комплексом зданий - Исаакием, Смольным, Спасом-на-Крови и Сампсониевским соборами, какие у дирекции есть отделы и какую именно работу они ведут.

Вопрос этот, надо сказать, крайне сложный. Спор между государством и церковью по части Исаакия ведёт своё начало ещё с 1871 года (!), однако собственно собор никогда не управлялся духовными ведомствами Синода, а всегда, исторически, был в ведении государства. Почему? Прежде всего потому, что Исаакий изначально рассматривался имперскими властями не просто как собор - а как важный символ российской государственности и храм №1 Российской империи, имеющий политическое и идеологическое значение. Примерно то же самое, как и Св.София в православной Византии: такой собор это больше, чем просто культовое сооружение.

Сейчас Российской империи давно нет, однако духовное значение Исаакия как важнейшего исторического символа русской государственности всё равно осталось. Собор принимает в год около 3,3 млн. интернациональных посетителей (!) - побольше общего турпотока некоторых стран, и является вторым в России по этому показателю, после Эрмитажа. "Все флаги в гости к нам". При этом, 4 раза в неделю ведутся службы в приделе собора, обеспечен бесплатный вход паломнических групп - и раз в неделю, а также в престольные праздники ведутся службы во всём соборе. То есть, сосуществование церкви и государства в Исаакии до июля 2015 г. было вполне доброжелательное. И вот, теперь заявлена претензия на весь собор.

По этому поводу, после самой экскурсии, у нас состоялась встреча с гендиректором группы музеев "Исаакиевский собор" Н.В. Буровым и он ответил на наши вопросы. После встречи я не стал писать пост, по горячим следам - так как на встрече выслушал только одну сторону, и несколько дней потратил на выяснение позиции церковных деятелей. Чтобы, так сказать, ситуация виделась более объемно. И в итоге пришёл к однозначному мнению.

Ниже - немного подробней о ситуации с Исаакием.



2. Китайская группа заходит в Исаакий. Поток посетителей огромен и непрерывен. Такое место...


3. Итак, как музейный комплекс выглядит сейчас? (фото было сделано с листка в серверной на ходу, не ругайтесь на качество)


На сегодня в ведении администрации находится 4 храма:
1) Исаакий
2) Смольный
3) Спас-на-Крови
4) Сампсониевский
5) кроме того, есть кабинеты дирекции, на Невском (где мы тоже были) и технические службы, а также отделы (школьный, иностранный и проч. - которые осуществляют работу по целевым познавательным направлениям с разными социальными группами)

С церковью работа ведётся уже давно, и до июля 2015-го вроде всё было безоблачно.
С объектом №2 (Смольным собором) церкви пошли навстречу - она постепенно передаётся в ведение епархии. Как только будет вывезен орган и хор Смольного в соответствующее и надлежащее по классу концертное помещение, он отойдёт РПЦ. Не будет доступа на хоры и на смотровую площадку... но увы, это уже издержки и правила нового хозяина. Здесь есть взаимное понимание.

С объектом №4 - Сампсониевским собором - тоже, он будет передан в РПЦ. Конечно, усилиями государства собор прошёл полномасштабную реставрацию и колоссальное превращение внутреннего вида - от овощехранилища советского времени до учреждения культуры с элементами храма. Но на Выборгской стороне мало храмов, поэтому и тут им пошли навстречу.

Однако с объектами №3 и особенно №1 не так. По факту, это не просто церковные здания, а государственно-исторические объекты, где проводится служение. В случае с Исаакием это ещё и функция символа российской государственности и память о Российской Империи и её блистательном времени. Не просто храм, но важнейший символ. Именно поэтому при императорах Александре II и III не пошли навстречу духовным ведомствам Синода, а оставили Исаакий в ведении сперва МПС РИ, а затем передали его в МВД и после в министерство двора. Слишком большое и сложное здание, слишком велика ответственность за безопасность и сохранность реликвий общегосударственного значения, а с течением времени добавилась и реставрация с поддержанием температурных режимов. Здание не молодеет, ему уже не 50 и не 70 лет, а за 150.

Кроме того, постепенно была создана "машина" (механизм) поддержания и реставрации Исаакия в историческом виде:

"Если передача произойдет, будет совершена крупнейшая ошибка,— заявил "Ъ" директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров.— Объект, являющийся несомненным символом города, одним из сильнейших туристических магнитов Петербурга, нуждается в постоянном внимании государства. Так было до революции, так и должно оставаться". По словам директора, комплекс "Исаакиевский собор" — третий по посещаемости музей России (в него входят четыре собора: Исаакиевский, Смольный, Спаса на Крови и Сампсониевский). Музей ежегодно посещают более 3 млн человек, а оборот составляет 650 млн руб., из которых только на реставрацию уходит не менее 200 млн. Еще 50-70 млн руб. учреждение платит государству в виде налогов. "Это единственный музей России, который не получает государственной дотации",— утверждает господин Буров. При этом, говорит он, в Исаакиевском соборе служат почти ежедневно, однако молящиеся составляют всего 1% от общего числа посетителей храма.
(отседова)

Также, в эту же "машину содержания" входят и реставрационные коллективы, знающие устройство собора в совершенстве и его особенности.

Я спросил: а сколько всего в год проводится служб в соборе?
- Около 55-58, если считать общесоборные службы - воскресные и в праздники, и ещё более 200 (52*4) в приделе. Всего, под 300.
- Тогда зачем церкви новый статус? Чем этот-то не устраивает?
- Это у них и спрашивайте.

4. Внутреннее подкупольное пространство. Вообще, устройство Исаакия на самом деле очень сложное. Пока не увидишь - не понимаешь, какую гигантскую работу тогда провели строители. Даже по нынешним меркам.


5. Вход в серверную. Очень скромно, на мой взгляд. Мало совсем места.


6. Теплоцентр собора. Сейчас в реновации и переделке, ставится новая автоматизированная система.


7. Встреча блогеров с Н.В. Буровым.


8. Вопросов было много, вопрос-то сложный.


9. Блогеры Санкт-Петербурга внимательно слушают.


После встречи я стал читать то, что высказывают в защиту своей позиции представители епархии. Ибо нельзя же смотреть в бинокль одним глазом. Главнейший аргумент с них стороны - "это возвращение исторической справедливости, и пора уже вернуть собор в лоно матушки-Церкви, после многих лет унижения и отбора имущества".

Но в случае Исаакия это совсем не так. Выше я уже коснулся этого вопроса:
- никогда собор не был в прямом ведении Церкви, включая время Российской империи
- он был всегда ведении государства, как важный национальный символ
- духовные лица осуществляли там служение, не вмешиваясь в вопросы управления и финансирования

Есть и второй аргумент, популистский и более значимый для "простого" человека:
"Вход будет бесплатен, и любой сможет туда войти беспрепятственно. Как в Казанский собор".

Но тут за завлекательным (на первый взгляд) лозунгом кроется ловушка.
Дело в том, что это объект не просто питерской или российской, но - всемирной известности. 3,3 млн. человек в год (!). Их не размажешь бесплатным доступом. Все сюда идут, гости из разных городов и стран.
Знаете, что будет, если объявить реальную бесплатность?

10. А вот что:


Это бесплатный доступ в Эрмитаж - один раз в месяц (3,5 млн. чел./год).
Так что по факту такой популистский лозунг приведёт реально к серьёзному снижению доступности Исаакия для обычного человека. И в высокий сезон придётся выстаивать многочасовые очереди на доступ в храм. Под дождями и солнцем. Кроме того, сразу же зависает вопрос доступа на колоннаду. Зачем церкви поддерживать туда доступ и заботиться о безопасности сотен тысяч человек в год (что весьма и весьма затратно)? Нет смысла. Это приведёт к исчезновению и этой жемчужины Северной Пальмиры.

* * *
Поэтому, в целом, я отрицательно отношусь к передаче национального государственного символа - Исаакиевского собора - в полное ведение Церкви. Это не просто храм. Это - символ нашей истории и государственности. Этот вопрос касается всех российских граждан.

Пусть Церковь осуществляет там служение, но не вмешивается в финансовое управление, реставрацию, управление колоссальными потоками людей - миллионы в год. И уж совсем глупо разрушать работающую и отлаженную машину его содержания. А может даже, не просто глупо - но и преступно. Я с уважением отношусь к этой институции, однако нельзя хватать себе слишком много, это чревато. Особенно когда речь идёт о национальных символах.

Богу - богово, кесарю кесарево (с)




P.S. К сожалению наши власти возомнили себя Иванами Васильевичами Грозными на троне, хотя на самом деле являются всего лишь Иванами Васильевичами Буншами И.О.царя. "Кемску волость?" " Я-я... Кемска волост"- "Да берите. Берите!"
Так раздали промышленность, недра, колхозные земли, теперь добрались до культуры. И в протестах думающих людей нет злобного атеистического пыла или неприязни к РПЦ. Дело в том, что никакая РПЦ своими силами содержать государственного и культурного значения объекты не в состоянии: ни средств, ни профессиональных реставраторов, архитекторов. То, о чем пишет сейчас "Правмир",т.е. о великих деяниях РПЦ по реставрации церковных зданий, на самом деле хитрый обман. Не хочется утяжелять статью дополнительной информацией, но поверьте: все эти здания реставрировались за гос. средства из федерального бюджета. Для этого существовала и существует очень продуманная схема. И откаты в ней занимают не последнее место.
Tags: Иссакиевский собор, РПЦ
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments